Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

Икона Божией Матери “Живоносный Источник”

(празднование в пятницу Светлой Седмицы)

Русская Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери именуемой «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, то есть в первую пятницу после Пасхи.

Церковное предание сохранило рассказ об одном необычном источнике. В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Сегодня древний Константинополь называется Стамбулом. Мало что осталось от былой Византийской империи. Её славная столица разрушена и стала гигантским турецким мегаполисом. А на месте упоминаемой в предании рощи, сплошные городские застройки.Но вот уже полторы тысячи лет приходят люди в место, которое турки назвали «Балыклы», и набирают в бутылочки воду.

А сама история такова. Будущий византийский император Лев Маркелл, тогда еще простой военачальник, встретил здесь в жаркий день измученного жаждой слепца. Лев проявил сострадание и стал разыскивать воду для несчастного. Вдруг ему послышался женский голос: «Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напоил ею жаждущего, тину же, которую ты найдешь в источнике, положи на глаза слепого. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и исцеление от недугов».

Слепец испил этой воды и прозрел, и самостоятельно пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Когда в 457 году Лев I, прозванный Великим, был коронован императором, он вспомнил сказанные ему Богородицей слова и построил в этом месте храм. А источник он назвал Живоносным и повелел написать икону. Многими чудесами прославился этот родник, также как и образ Божьей Матери «Живоносный Источник». Это название получил и монастырь, возникший впоследствии на этом месте.

Так уж сложилась история, что все знаменитые константинопольские монастыри перестроены в мечети или лежат ныне в развалинах, как, например, прославленный Студийский. А небольшой, стоящий на источнике - жив до сих пор. Может это потому, что здесь льётся та самая вода, которая явила и являет до сего дня чудодейственную помощь Богородицы.

Интересно, что в России с течением времени композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе помощи Богожией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника.

Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери - Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника.

Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый Пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

Со временем композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Акафист перед иконой Божией Матери "Живоносный Источник".