Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

Житие преподобного Давида Гареджийского.

(память в "четверг по Вознесении")

Преподобный Давид ГареджийскийВеликий святой Грузинской Православной Церкви – преподобный Давид Гареджийский известен как верный утешитель и помощник в деле родовспоможения. Цер­ковь совершает ему память в Четверг седьмой седмицы после Пасхи и в четверг по Вознесении Господнем. Именем и присутствием прп. Давида Гареджийского освящено много страниц истории Грузинской Церкви.

Особо почитаемым является храм на горе при въезде в Тбилиси, на которой и жил некоторое время преподобный, перед тем как удалиться в пустыню. Позднее гора получила имя Мтацминда, т.е. «святая гора».

При храме прп. Давида Гареджи на горе Мтацминда, нависшей над Тбилиси, в 1592 году, двумя иноками Давидом и Николаем (Габаевыми), прибывшими из Иверона был возобновлен монастырь. Афонские иноки Давид и Николай воздвигли на Святой Горе церковь во имя Пресвятой Богородицы и пожертвовали возобленному монастырю землю, находящуюся между двумя оврагами под этой Святой Горой. В конце XVIII в. монастырь находился в большом запустении, весь зарос кустарниками, и был мало доступен для богомольцев.

В начале XIX в. грузинский католикос Антоний II, обратил внимание на развалины этого монастыря и поручил в 1809 г. священнику Квашэтской церкви Фоме Григорьеву на добровольные пожертвования восстановить древнюю святыню г. Тбилиси и образовать здесь не монастырь, а приход. Священник Фома Григорьев ревностно принялся за дело и скоро, при содействии жителей Тбилиси, возобновил небольшую церковь, которая и была освящена по благословению католикоса Антония II архимандритом Трифолием (замечательным грузинским литератором) во имя Преображения Господня. Кстати, местом упокоения прп. Давида стала Преображенская церковь в его Лавре.

Кавказский наместник генерал Ермолов приказал саперной роте заняться расширением и устройством дороги к церкви на Мтацминде, заросшей кустарником, и в течение одного месяца дорога была сделана. Затем была устроена маленькая колокольня. Двор был обнесен каменной оградой, были посажены деревья, а источник Давида Гареджийского был укреплен сводом, который существует и доныне. Сохранявшаяся до того времени старая монастырская церковь, освященная в честь Преображения Господня просуществовала до 1858 г.

К тому времени в Тбилиси стали особенно заботиться о благолепии храмов, причем было построено много новых церквей, а некоторые древние возобновлены. Тогда же обратили внимание и на Мтацминдскую церковь и задумали построить новую, более вместительную. Старая церковь была разобрана, и на ее месте был заложен фундамент современной церкви в 1859 г., но уже во имя прп. Давида Гареджийского.

В 1896-1899 гг. стараниями священника Нестора Макарова и с помощью бывшегоо наместника Кавказского, великого князя Михаила Николаевича построили на доброхотные пожертвования на месте старой маленькой часовни зимнюю церковь во имя Преображения Господня с колокольней.

Церковь св. Давида привлекает массу богомольцев круглый год, как жителей Тбилиси без различия вероисповеданий и национальностей, так и приезжих из различных мест. В древности эту местность, когда еще здесь был монастырь, уважали и глубоко почитали грузинские цари и иерархи грузинской Церкви и находили там утешение в минуты скорби.

Так, например, царь Ираклий II, потеряв своего сына Соломона и сильно скорбя о нем, на некоторое время поселился при этом монастыре и отсюда делал распоряжения по управлению страной. Грузинский царь Давид Константинович, после разорения его царства, во время нашествия Шах-Измаила, передал престол своему сыну Георгию XI, а сам постригся в иноки и жил на горе Мтацминда. Тут же он скончался в 1525 г. и погребен в церкви. При возобновлении храма в 1810 г. была найдена его гробница у южных дверей прежней церкви. Затем, можно отметить Руисского епископа Николая, который в 1517 г, по преклонности лет, отказавшись от управления епархией, поселился здесь на покой и здесь же скончался.

Любил также посещать эту местность последний грузинский царь Георгий XII, и у него было даже желание возобновить разрушенный храм прп. Давида, но смерть помешала привести эту мысль в исполнение.

При храме Преображения Господня сегодня располо­жен некрополь, хранящий прах выдающихся представителей грузинской культуры - писателей, поэтов, философов: Николая Бараташвили, кото­рого грузины называли равным Байрону, св. мч. Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Важы Пшавела, Якова Гогебашвили, С. Джанашиа и других.

Находится на некрополе и склеп с могилой русского писателя А.С. Грибоедова. «Родился 1795 году января в 4 день, убит в Тегеране 1829 г. января в 30 день», - и различишь крест, плачущую фигуру, два книжных томика и ветку лавра. Рядом с могилой А. С. Грибоедова расположена и могила его жены Н. Чавча­вадзе (1812-1857), дочери крупного грузинского поэта и внучки грузинского послан­ника при русском дворе. Ей, юной вдове, принадлежат высеченные на южной стороне памятника великому русскому поэту строки, полные скорби и достоинства: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». Здесь, у печального грота, почувствуешь себя на перекрестке истории двух единоверных народов, древней героической истории Грузии и величавой истории России.

С именем прп. Давида связано предание о том, как одна монахиня оклеветала святого подвижника, обвиняя его в смертном грехе. Когда же пришла пора, она родила вместо ребенка камень. Отсюда и происходит название того места, где в старину стоял женский монастырь – Квашуети (груз. ква - камень), а сегодня расположен расположен Квашветский храм св. Георгия. Древний образ прп. Давида ГареджийскогоМногие богомольцы спускаются в Квашветскую Георгиевскую церковь, чтобы приложиться к находя­щемуся здесь старинному образу прп. Давида.

Этот храм строг и очень гармоничен в сочетании архитектурных деталей, имеет в плане традиционную форму креста, трехнефный, с многогран­ным барабаном в узких высоких окнах, обрамленных тонким орнамен­том, с коническим верхом, кирпичный, облицованный желтоватым, очень приятных теплых тонов Болнисским камнем, месторождение которого находится в Грузии.

На церковном дворе под каменными плитами, под густыми на­саждениями из вечнозеленых растений покоятся останки настоятелей собора.

Источник прп. Давида ГареджийскогоНедалеко от храма сохранилась пещера, в которой жил прп. Давид, а в ней источник со сладковатой водой, который по преданию излился из горы по молитвам святого. Причем в настоящее время количество истекающей воды в разные дни бывает неодинаковым, и зависит, по мнению благочестивых христиан, от желания самого прп. Давида и от веры тех, кто приходит к его святому источнику.

Но главный вклад св. Давида в церковную историю – эта построенная его трудами знаменитая Гареджийская Лавра (от груз. гареджи - пустыня), ставшая центром целой монашеской Гареджийской страны, протянувшейся на 60 с лишним километров к северу от Тбилиси, и представляющая из себя целый комплекс пещерных и горных монастырей. Под управлением преподобного монастырь стал одним из важнейших центров грузинской культуры. Здесь возникает целая переводческая и литературная школа, и даже сегодня приводят в восхищение дошедшие до нас рукописные манускрипты из Гареджи.

Преподобные Давид и Лукиан ГареджийскиеПредание говорит, что прп. Давид возжелал жить в дикой местности, и именно по этой причине его местожительство пустыни называется Гареджи. Он взял с собой одного ученика по имени Лукиан. Когда Давид и Лукиан прибыли в этот необитаемое и безводное место, они стали очень мучиться жаждой. Тогда они нашли немного дождевой воды, которая собиралась в трещине в скале, так что они могли пить из нее. Скоро со всех сторон начали приходить к прп. Давиду люди и просили, чтобы он счел их достойными остаться с ним для иноческих подвигов. Но преподобный говорил: «Братья, это место тяжело для жизни, здесь нет никакой пищи, ни воды для тела». Но они просили их: «Не отказывайся от нас, святый отче. Если бы смерть преодолела нас в твоем присутствии, это не пошло бы на десятую часть к нам». Не сумев убедить их, он сказал: «Так как вы решили по вере своей предоставить себя Богу, идите, и принесите лопаты, и выройте чаны для воды, и также пещеры, чтобы жить там». И они повиновались ему и делали то, что он сказал им.

Лавра преподобного Давида. Внутренний дворПосле того, как братья собрались вместе, услышал об этом один достойный и добродетельный монах, по имени отец Додо. Он также пришел к Давиду, и они приветствовали друг друга. Когда прошло много дней, и количество братьев чрезвычайно умножилось, Давид сказал прп. Додо: «Иди, брат, к той скале, которая стоит напротив нас, и возми с собой других братьев, поскольку они желают умерщвлять внешнюю плоть свою ради спасения их душ».

Прп. Додо повиновался его благословению и пошел и построил пустынь, которая была названа в честь Пресвятой Царицы нашей, Матери Божией, во славу Отца, Сына, и Святого Духа, и от того дня число братьев еще более увеличивалось, и все вместе они прославляли Бога.

Святой отец Давид выходил каждый день к пещерам в утесе, и возносил Богу смиренные молитвы, и его потом и слезами те места увлажнялись как от весеннего дождя. Однажды, когда он молился, к пещере прибыл некий человек, принадлежащий к племени варваров из района Рустави, и он охотился на птицу. Его ястреб сбил куропатку около места, где молился прп. Давид, и куропатка нашла убежище возле отшельника и села к его ногам, и ястреб сел там же. Это совершилось Промыслом Божиим, так как охотник охотился на птицу, а его самого в это время искала благодать Божия.

Когда охотник увидел святого, сидящего на молитве и куропатку, сидящую у его ног, он был поражен, и спросил его: «Кто - ты?». Давид ответил ему на армянском языке: «Я – великий грешник, недостойный слуга Господа нашего Иисуса Христа, и я умоляю Его милосердие, простить мне все мои грехи, так, чтобы я мог оставить эту преходящую жизнь в мире и тишине».

Тогда он спросил снова: «Кто заботится о тебе и кормит тебя здесь?» Давид ответил: «Тот, в Кого я верую и Кому поклоняюсь, заботится и питает все Его твари, которые Он создал. Им созданы все люди и все животные и все растения, птицы неба и рыбы моря. Посмотри на эту куропатку, которая спасалась от твоего ястреба, и нашла убежище со мной, греховным слугой Божиим. Теперь уйди, и охоться на другую дичь, это же животное нашло прибежище у меня, так что должно быть спасено от смерти».

Варвар ответил, «Я убью тебя, так как ты хочешь спасти куропатку от смерти». Но прп. Давид сказал: «Ты не можешь убить ни меня, ни куропатку, поскольку мой Бог - со мной, и Он силен меня защитить». При этих словах варвар, который был верхом, вытянул из ножен свой меч, чтобы ударить Давида по шее. Но когда он поднял руку, та внезапно увяла и стала подобно засохшей древесине. Тогда варвар понял свой злой поступок и спустился с лошади и упал к ногам отшельника, и просил со слезами спасти его от заблуждений. Тогда прп. Давид пожалел его и сказал: «Иди в твой дом, и если это угодно Богу, когда ты войдешь в дом - выздоровеешь». Охотник поспешил домой в веселом настроении, тем более, что охота в этот день была успешна. Когда он достиг дома, его хромой сын, который имел обыкновение ползать на четвереньках, шел счастливо встретить отца! Когда отец увидел его полностью исцеленным и здравым, он сошел с лошади и воздал хвалу Богу.

На рассвете, он нагрузил ослов большим количеством припасов, включая хлеб и овощи, и отправился в пустынь святого отшельника, неся своего сына и двух других детей получить благословение преподобного. Когда он пришел, Давид собрал всех братьев вместе и кормил их припасами, которые он принес. По окончании трапезы прп. Давид спросил, имел ли он какую-либо нужду, которую он мог бы исполнить, и тот просил сподобить его святого крещения. Тогда прп. Давид велел ему взять некоторые из припасов и идти к о. Додо и получить также его благословение. Додо оказал радостный и сердечный прием варвару, его детям и служащим, и благословлял их. В соответствии с распоряжениям о. Давида он дал им священника, от кого он и все его семейство приняли крещение.

Пещерный храм Гареджийской Лавры в честь св. Иоанна ПредтечиПрошло некоторое время, и число братьев умножилось. Тогда благословенный Давид призвал своего ученика Лукиана и сказал: «Брат Лукиан, если это угодно Богу, я хочу идти в святой град Иерусалим помолиться в святых местах, и особенно перед животворящим гробом Господа нашего Иисуса Христа». С трудом он сумел убедить Лукиана остаться во обители, а сам отправился в Иерусалим, сопровождаемый несколькими из братьев.

Когда они достигли места, которое называется Холмом Милосердия, от которого открывался прекрасный вид на весь Иерусалим, они все воздели их руки к небесам и воздали хвалу Богу. Но когда прп. Давид увидел Иерусалим, он упал на землю и сказал своим спутникам: «Братья, я не могу дерзнуть идти дальше этого места, поскольку я недостоин к святым местам. Но вы идете и молитесь за меня, грешника».

После того, как он провел там много времени в молитвах и плаче, он приклонился к земле и поднял три камня и уложил их в своем походном мешке в благословение как священные реликвии, как будто они были высечены от самой могилы Христа. После этого он повернулся и радостно пошел по дороге, которая вела обратно к Гареджи. Но Бог, удивленный его искренностью и верой, желал прославить слугу Своего, который от избытка покаяния не смел даже войти в Иерусалим. Тогда ночью Он послал ангела, чтобы говорить во сне с Илией, тогдашним патриархом Иерусалима:

«Илия, вот прибыл в Мой город Иерусалим слуга мой Давид, и верою своей он унес с собой всю благодать и покров Божий над Иерусалимом. Теперь пошли своих лучших гонцов, чтобы остановить его, поскольку он идет по дороге, уводящей от города, одетый в простой плащ. У него есть с собой старый мешок, в котором есть три камня, которые он принял, поскольку их надо положить в то место, откуда они были взяты. Прикажи тем гонцам взять у него эти камни и вернуть ему назад один, и чтобы при этом сообщили ему Мои слова: «Вот, Господь ведет тебя - через твою веру ты забрал всю благодать и покров Господень от моего святого города Иерусалима. И мне казалось благом восстановить две части Иерусалиму, так чтобы город полностью не мог быть отлучен от милости Моей, но я даю тебе третью часть этой милости, чтобы ты унес ее домой. Иди тогда в мире, и отнести этот камень как священную реликвию в твою пустынь, как памятник и доказательство твоей веры».

Когда патриарх увидел все это во сне, он сразу проснулся и немедленно вызвал гонцов и рассказал им все, что он видел и какое получил во сне известие от ангела. Тогда они оставили город и устремились за ним, и настигли святого Давида и рассказали ему все, что сказал им патриарх. В мешке, который он нес с ним, они нашли эти три камня, и взяли два из них.

Но один камень они оставили ему. Некоторое время спустя прп. Давид вернулся в свою пустынь, и все братья приветствовали его с радостью и хорошими пожеланиями, когда они услышали о прибытии их пастыря. А камень, принесенный Давидом, долгое время оставался в пустыни, производя большие чудеса и исцеления до настоящего времени.

И Давид, этот великий пастырь и отец наш, выходил каждый день из кельи, чтобы посещать и поощрить братьев, кто жил в отдаленных частях, и укреплять их на пути к добродетели. Теперь, когда прошло значительное время, корабль его пустыни, на котором он был искусным кормчим, был исполнен неистощимым богатством благодати Божией, и это было время для этого, чтобы вести его к небесным берегам. Он вызвал всех братьев, собрал их вместе и наставлял их со словами отеческого увещевания, и причастился Святых и Бессмертных тайн Христовых. Потом он поднял руки свои к Богу и предал свою душу Ему, оставив свое тело, изношенное с большим тяжелым трудом, которое он предал как земля земле, в то время как братья, которые собрались вокруг, горько плакали о потере их доброго пастыря.

Мощи прп. Давида под спудом в храме монастыряПреподобный Давид скончался в первый четверг по Вознесении. Как современник и ученик св. Иоанна Зедаздени, он, по всей вероятности, и умер раньше Иоанна, поэтому время его смерти можно отнести ко второй половине VI века. Грузинская Церковь празднует его память в первый четверг после Вознесения.

И сегодня прп. Давид почитается как великий заступник и наставник всего православного мира. Кроме Грузии, где он почитается как заступник во всех скорбях и напастях, особо благоговеют перед ним и в России, где он почитается как помощник страждущим и беременным женщинам. В московском храме Св. Троицы на Грязех имеется написанная икона прп. Давида, в которую в 2000 г. была вложена переданная из Грузии частица мощей преподобного.

Молитва прп. Давиду Гареджийскому.

О преблаженне отче, славне Давиде! Покрый нас кровом святых твоих молитв от всяких напастей, душевных же и телесных. Призри, о украсителю Иверии, благосердием твоим на ны, к святей и честней раце мощей твоих притекающия! Яко предобрый отец принеси наша молитвы ко престолу Царя Христа, яко да твоим ходатайством улучим у Него прощение содеянных нами прегрешений, вольных и невольных, и от тех очищеннии да сподобимся славословити вседержавную силу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.