Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

Проект «Образовательный спецкурс Пастырская медицина» в Казанской Духовной Семинарии».

Часть 1. Преподавание медицины в Казанской Духовной Семинарии и Академии до 1917 г.

Вместе с естественными науками в 1845 году правление Казанской епархии решило ввести в академический курс Духовной Академии и Семинарии еще преподавание медицины. За это преподавание в начале 1845-1846 гг. учебного года безвозмездно взялся доктор академии, профессор университета Никанор Алексеевич Скандовский и преподавал ее там непрерывно до 1856 г. Это был незабвенный для всех его знавших, бескорыстный врач всех воспитанников и наставников духовно-учебных заведений города Казани.

К мысли о преподавании краткой медицины в духовно-учебных заведениях он относился очень сочувственно. Хорошо зная положение священника в приходе и отношение к нему народа, как человек, сам происходивший из духовного звания, он понимал, сколько добра может сделать в своем приходе священник, обладающий некоторыми сведениями по медицине. Мысли свои об этом предмете он изложил в своей вступительной лекции в семинарском курсе, которую тогда уже напечатал в Ученых Записках Казанского университета (за 1845 г. Кн.3).

После в 1849г. он в этих же записках напечатал еще часть своих уроков для семинаристов по медицине, именно по физиологии человека, в том же году вышедшую и отдельной брошюрой под заглавием: «Краткая физиология человека», составленная для воспитанников Казанской Духовной Семинарии (Каз.1849 г.).

Студентам Академии он преподавал медицину только один учебный год, имея по одному классу в неделю. Сначала он изложил своим слушателям краткие сведения анатомические и физиологические, соединяя при этом анатомию и физиологию каждого описываемого органа в одно общее описание, потом по поводу генитальной системы поговорил о сифилисе, о помощи при родах и об уходе за младенцем. Далее следовал у него ряд лекций о болезнях, их общих признаках, значении диеты и лекарств в лечении вообще, затем в частности о воспалениях, горячках, об оспе и оспопрививании.

Последнее изучалось практически, для чего Никанор Алексеевич водил студентов в университетскую клинику, которой сам тогда заведовал. Этим весь его курс ограничился. Летом 1846 г. старшие студенты, которым преподавал профессор, закончили курс. В дальнейшем новых студентов он уже не стал учить.

Часть 2. Современная практика сотрудничества Русской Православной Церкви и медицинских образовательных учреждений.

1) В настоящее время в двух епархиях Русской Православной Церкви в структуре учебных планов образовательных учреждений Церкви присутствуют предметы по Пастырской медицине. В Воронежской Духовной Семинарии читается курс «Пастырской медицины», и в Тобольской Духовной Семинарии курс «Основы медицинских знаний» преподается на церковно-практической кафедре.

2) В свою очередь, и в медицинских образовательных учреждениях некоторых губерний России преподаются богословские дисциплины. Преподавание богословских дисциплин в медицинских учреждениях осуществляется в трех епархиях Русской Православной Церкви – Воронежской, Архангельской и Чувашской. В ГОУ ВПО «Воронежская Государственная медицинская академия» преподавание богословских дисциплин ведется на факультете высшего сестринского образования.

В Северном Государственном Медицинском Университете г. Архангельска преподавание богословских дисциплин осуществляется в рамках подготовки патронажных сестер милосердия по уходу за больными (младший мед. персонал). Кроме того, там же ведется преподавание «Основ Православного вероучения» на факультете социальной работы.

В ГОУ ДПО «Чувашская Государственная медицинская академия» преподавание богословских дисциплин осуществляется в рамках курсов подготовки младших сестер милосердия.

Часть 3. Современный проект преподавания курса «Пастырская медицина» в Казанской Духовной Семинарии.

Учебный план спецкурса. Объем спецкурса – 22 часа, или 11 лекций. Программа.

1. Правовое обеспечение современного служения в лечебно-профилактических и медико-социальных учреждениях. Взаимоотношения между священником и медицинским персоналом. Основы деонтологии.

2. Актуальные вопросы биоэтики. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в области медицины.

3. Основные представления об анатомии, физиологии и патологии человека. О болезнях душевных, телесных и духовных. Основы клинической психологии.

4. Основы психиатрии.

5. Основы наркологии.

6. Актуальные вопросы хирургии (в том числе Православный взгляд на онкологию).

7. Актуальные вопросы терапии.

8. Неотложные состояния. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Взаимодействие священника и медперсонала в отделениях реанимации и интенсивной терапии.

9. Актуальные вопросы акушерства и гинекологии.

10. Актуальные вопросы педиатрии Православный взгляд на вопросы иммунопрофилактики.

11. Православие и методы традиционной (народной) медицины.

Преподавательский состав. Руководитель спецкурса – Хисматуллина Ирина Мансуровна, канд. Мед. Наук, ассистент кафедры дерматовенерологии КГМУ, президент «Общества православных медиков РТ» - лекции №№ 1-3, 11; Преподаватели:

- Сенчугов Станислав Валентинович, врач высшей категории по дерматовенерологии, начальник отдела профилактики Республиканского Кожно-венерологического диспансера, сотрудник Медицинского Отдела епархии – лекции №№ 9, 10;

- Львов Алексей Павлович, врач-хирург хирургического отделения Детской Республиканской Клинической больницы (г. Казань), сотрудник Медицинского Отдела епархии – лекции №№6, 7, 8;

- Кроме того, будут приглашены специалисты-медики для чтения лекций №№ 4 и 5 – по Основам Психиатрии и наркологии.